Память и воспоминания

Что такое наша память? Как мы запоминаем события своей жизни? Почему часто ошибаемся, наша память нас подводит, а мы этого даже не замечаем?

Содержание:

В чём проблема

Автобиография и память

Утро вечера мудренее

Фотография как материальный носитель памяти


Память и воспоминания

В чём проблема

Когда мы говорим о памяти, то, прежде всего, имеем в виду запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Иначе говоря, нас волнует, насколько точно и как долго мы сможем удержать в голове некий материал.

Человечество выдумало множество способов усовершенствовать сей процесс: от узелков на платке до цифровых гаджетов, от старого доброго «повторение - мать учения» до вычурных техник типа «дворцов памяти». Своими личными трудностями применения подобных мнемотехник я когда-то делилась в этом блоге.

Многие знают про кратковременную и долговременную память. Более продвинутые читали про процедурную и декларативную. А ещё от каждого второго можно услышать фразу: «У меня хорошая зрительная память» (не слышала, чтобы кто-то утверждал обратное).

Свойства нашей памяти начинают нас интересовать, или даже беспокоить, когда мы испытываем необходимость в её непосредственных услугах. Например, с ходу запомнить чей-то номер телефона или сложный городской маршрут. Или когда, стоя посреди магазина, мы понимаем, что забыли важную покупку (иногда вместе с тщательно составленным списком покупок).

Однако ситуация меняется, когда мы говорим про кого-то «Он злопамятный человек» или хотим сказать доброе слово об ушедшем «Светлая ему память». Какую память мы имеем в виду в таких случаях?

Когда мы называем человека злопамятным, то вряд ли имеем в виду, сколько единиц информации сей субъект запоминает на какой промежуток времени. Потому что такое определение больше подходит к характеристикам личности и говорит о том, что данный человек долго помнит обиды. При этом он способен недооценивать добро, которое делали для него другие люди. Мало этого, обиды могут быть надуманными, мнимыми, хотя сам человек будет уверен в их подлинности. И это никак не отменяет того, что он без искажений воспроизводит наизусть прейскурант гипермаркета или «Илиаду». Так какая у него память – «хорошая» или «плохая»?

Может сложиться впечатление, что речь идёт о разных «памятях». Одно дело – моя способность выучить наизусть материал, другое – помнить о своей жизни.

На самом деле, наша психическая жизнь целостна. Действительно, как можно отделить нашу память от мышления, от воображения и эмоций? Кстати, по этой причине фантастические сюжеты о поработившем человечество искусственном интеллекте ещё долго останутся фантастическими. На сегодняшний день вряд ли пресловутый ИИ может мыслить так же, как человек – со всеми субъективными представлениями, искажениями, предрассудками, психологическими защитами, эмоциями, мотивациями и ценностями.

Автобиография и память

Когда речь заходит не просто о памяти, а об автобиографической памяти, то в силу вступают несколько иные законы. Здесь мы оперируем уже не единицами информации, а такими понятиями как «событие», «случай», «эпизод», «период», «эпоха».

В автобиографической памяти время течёт по-другому. События, объективно независимые, вдруг связываются между собой в единую историю, начинают восприниматься как предвестники/последствия друг друга (даже если это противоречит фактам и здравому смыслу). То, что было давно, кажется недавним, и наоборот.

Кстати (небольшой лайфхак:)), если вы, вроде бы, правильно датируете событие, но при этом оно кажется вам не очень вписывающимся в другие события того же времени, проверьте себя. Известны такие ошибки памяти как «эффект дня недели» и «эффект годового цикла». В первом случае вы ошибаетесь с неделей, и, возможно, вам нужно ввести поправку на 7-дневный интервал (например, вы правильно помните, что был четверг, только неделя не та). Во втором случае вы точно помните день и месяц, но вот с годом могли ошибиться (это касается, конечно, уже более далёких событий).

Зацепившись за некий мелкий стимул (аромат, звук, телесное ощущение), память способна перенести нас в ситуацию, о которой мы, казалось бы, давно забыли. Причём данное событие может вторгнуться неожиданно, «вспыхнуть» чуть ли не с эффектом полного присутствия – явление, названное психологами «flashbulb».

Хороший пример - «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Отталкиваясь от, казалось бы, малозначительного ощущения – вкуса чая и миндального пирожного, – герой следует по цепочке ассоциаций и воспоминаний, восстанавливая историю своей жизни. По-моему, эта книга вполне может послужить учебником по психологии памяти (автобиографической уж точно).

Как же определяются содержания автобиографической памяти? Исследователи выделяют следующие виды событий:

- яркое событие. Это может быть и совсем небольшой эпизод, который «вспыхивает», сопровождаясь соответствующими эмоциями, иногда заставляя переживать их снова в режиме здесь-и-сейчас;

- важное событие. Тут понятно – то, что мы считаем важным, существенным для нашей биографии;

- переломное событие – то, что меняет нас. Это событие, после которого мы говорим: «Я больше никогда не стану прежним»;

- характерное событие – то, что буквально характеризует нас как личность, что для нас «типично».

Как и почему человек запоминает что-то? На наши воспоминания влияет много факторов. Ясно одно – отсортировываем мы события по-разному (словно фотографии в альбоме). При этом некоторые люди лучше запоминают факты, другие – эмоции, с этими фактами связанные. В последнем случае именно эмоциональный заряд будет определять автобиографические воспоминания данного человека и его отношение к своей жизни в целом.

И, конечно, семейная культура. В каких-то семьях принято вспоминать прошлое (тут, кстати, велика роль бабушек и дедушек, приучающих внуков к семейной истории), в других семьях прошлому уделяется не так много внимания. Кто-то живёт настоящим, а кто-то не успокоится, пока не раскопает историю своего рода ч.н. «до седьмого колена». Одни с детства приучены относиться к своей памяти чисто прагматически. Как Шерлок Холмс, который предпочитал сохранять в голове всё нужное и выкидывать всё ненужное (включая Гелиоцентрическую систему). Другие люди бережно относятся к событиям своего прошлого, сохраняют не только воспоминания, но и их материальные носители – фотографии, документы, вещи («Всякий раз, когда беру эту чашку, вспоминаю подругу, которая мне когда-то её подарила»).

Утро вечера мудренее

Наши воспоминания изменчивы. События не хранятся «в голове» в одном и том же виде, а преобразуются по ходу времени, иногда порождая нечто новое (т.н. «ложные воспоминания»). Выражаясь заумно, память – не репродуктивный процесс, а продуктивный. Это как в сталкерской зоне, где всё постоянно меняется.

Мы что-то забываем, а чему-то со временем, наоборот, придаём гипертрофированную значимость. Иногда мы вдруг вспоминаем нечто неожиданное (психотерапевтическая практика богата подобными инсайтами), а что-то «уходит под корягу» навсегда.

Почему я выбрала заголовок «Утро вечера мудренее»? Потому что так и есть. Сон «перепахивает» нашу память, преобразует её. И утром мы встаём уже немного не теми, кем легли накануне. Опыт прошедшего дня перерабатывается и вплетается в общую канву нашего жизненного опыта, обрастая связями и ассоциациями. И в этом плане даже ночные кошмары выполняют полезную функцию - помогают преобразовывать травму в нечто, с чем можно жить дальше, что можно анализировать, переосмысливать и, в конечном счёте, принять как часть своей жизни, часть себя.

Фотография как материальный носитель памяти

Задавались ли вы вопросом: «Зачем мы фотографируемся?». Почему нас не устраивает просто изображение Ниагарского водопада и нам до зарезу нужно украсить его с помощью сэлфи? Зачем мы платим дорогим фотографам, заводим альбомы, плодим мегабайтные папки с фотками?..

Существует выражение «фотография на память». Возможно, делая фото, мы пытаемся «остановить мгновение» и запечатлеть событие так, как оно было «на самом деле», т.е. без искажений, которые с годами неминуемо возникнут. Нам нужно некое объективное достоверное свидетельство важных для нас событий и встреч.


фотографии на память

Этим же вопросом задаются исследователи автобиографической памяти, для которых фотография становится ценным материалом для изучения. Интересующимся могу порекомендовать книгу психолога Вероники Нурковой «Психология фотографии». Это очень интересный взгляд на фотографию как на своего рода культурный инструмент и организатор памяти, преобразующий нашу личность.

И скучные (зачастую жутковатые) фотографии на документы, и развесёлые сэлфи, которые мы щёлкаем не задумываясь, могут многое рассказать о нас, о нашем окружении и времени в целом. Результаты исследований получились интригующие и порой неожиданные.

Интересный факт - фотография приобретает для нас особую ценность, если она не просто хранится в цифровом виде, но отпечатана на бумаге и помещена в альбом. Именно поэтому фотографии со времён их появления оформлялись в красивые рамки и помещались в красивые альбомы. И это не просто мещанская прихоть. Такой «ритуал» имеет гораздо более глубокий психологический смысл.

В этом случае мы не просто просматриваем файлы, а держим в руках настоящую книгу, в которой отражена наша личная история и история нашего рода. Причём, мы сами организуем «пространство» воспоминаний, отбирая и объединяя материалы по своему усмотрению. В этом смысле хороший фотоальбом гораздо лучше способствует развитию автобиографической памяти, чем папка с файлами на ноутбуке.

На мой взгляд, именно такие альбомы являются истинными материальными носителями автобиографической памяти. Это наилучший способ сберечь воспоминания, приобщить детей к семейной культуре и сохранить свою историю для будущих поколений.


Спасибо, что читаете мой блог!

Подписывайтесь на мой аккаунт в Pinterest. Не знаете, что это такое? Это очень комфортная социальная сеть, в которой все публикации и идеи представлены в яркой форме. Например, вот так в Pinterest выглядит статья, которую вы только что прочитали:

Кликните по этому баннеру (он называется «пином»), чтобы перейти в мой аккаунт и познакомиться с Pinterest.



Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика