Фигура или фон? Картинки из гештальт-психологии.
Наверное, многим уже знакомы картинки, в которых можно увидеть тот или иной образ, в зависимости от того, как мы настроим своё восприятие.
Эти
картинки в нашей практике развлечений появились, благодаря гештальт-психологии,
изначально занимавшейся проблемами зрительного восприятия. В частности,
феноменом фигуры-фона.
О
подобных экспериментах я упоминала в прошлой публикации. Там же вы
можете пройти тест под названием «Включённые фигуры», чтобы на собственном
опыте познакомиться с экспериментальными задачами, стоявшими перед
гештальт-психологами тех лет (не путать с
гештальт-терапией).
Благодаря
открытым тогда феноменам, было создано очень много изображений, которые сегодня
воспринимаются как занятные головоломки. Пожалуй, самый распространённый
пример, вот этот:
В одной и той же картинке вы можете различить изображение либо молодой женщины, либо старухи. Вот ещё пример на ту же тему (только здесь будет мужское изображение):
Выражаясь психологическим языком, всё зависит от того, какие детали изображения мы выделим в качестве фигуры, а какие в качестве фона, на котором эта фигура расположена.
Совсем
уж общеизвестным примером является вот эта картинка, на которой мы по
собственному желанию можем разглядеть либо два тёмных профиля на белом фоне,
либо белую вазу на чёрном фоне:
В ходе изучения данного феномена появилась гипотеза, что переход фигуры в фон и обратно связана с особенностями работы нашей перцептивной системы (т.е. системы восприятия информации). В частности, это может быть связано со зрительным переутомлением, когда система «сбрасывает» напряжение, вследствие чего восприятие меняется и мы в «приевшемся» изображении вдруг выделяем нечто иное. Т.е. в буквальном смысле меняем точку зрения и смотрим «свежим глазом».
Кстати,
это не просто гипотезы. Данный феномен использовался на практике во время войны
для маскировки объектов.
Ну
и, конечно, этот же феномен лёг в основу многих забавных головоломок. И
головоломками в полном смысле слова они стали не только для зрителей, но и для
создающих их художников. Попробуйте придумать такую картинку! Это вовсе не так
просто, как может показаться сначала. Вот пример постепенной трансформации
одного изображения в другое:
А вот следующая картинка-головоломка строится по немного иным закономерностям:
Хотя, в общем-то, в её основе лежит тот же феномен, но всё же возникает он немного по иным причинам, а не просто из-за утомления зрительного аппарата. Подробнее об этих причинах я рассказываю в публикации про явление парейдолии. Вот анонс этой публикации. Кликните по нему, чтобы перейти к статье:
А пока «на десерт» ещё парочка картинок с «обратимыми» изображениями:
Всем удачи и здоровья!