Методика «Сложные аналогии». Ключи и расшифровка
В этой публикации вы сможете узнать про тест «Сложные аналогии». Вы получите пошаговое объяснение работы теста и бланк для его проведения.
Если
вы читаете эти строчки, то, либо вы уже прошли тест и теперь хотите узнать
подробности (что это было), либо вам нужны сами материалы к данной методике. В
любом случае, вы попали по адресу.
Сегодня заглянем тесту «под капот» и посмотрим, как он устроен. В этой публикации предлагаю вашему вниманию подробное объяснение методики, ключ и подсчёт баллов. Также при желании вы сможете скачать бланк к тесту в формате pdf.
Сразу
оговорюсь, что методика широко применяема и общедоступна. Ничьих авторских прав
мы не нарушаем. К тому же, вся предложенная здесь информация для читателей
совершенно бесплатна (включая прохождение теста и бланк для скачивания).
А
если вы до сих пор не прошли тест, вы можете сделать это в моей предыдущей
публикации, кликнув по этой ссылке-картинке:
Что и как нужно делать
Итак,
методика под названием «Сложные аналогии» проверяет способность к выделению
существенных связей между понятиями, умение отделить эти связи от житейских
ассоциаций и перенести по аналогии на другие группы понятий.
Разберём
пошагово, что же нужно делать. Пойдём прямо по тесту. Начнём, как водится, с
инструкции. Она гласит:
"Перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся
между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают
6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы
приведены в таблице «Шифр».
Вы
должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать
наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И
после этого обвести кружочком (или выбрать в он-лайн варианте) ту из букв,
которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу"
Разберём
порядок действий.
Итак, перед вами маленькая табличка под названием «Шифр». Это подсказка, которая будет у вас перед глазами во время всего тестирования. Именно с нею вы будете сверяться, в ней искать подходящий ответ. Поэтому сначала, пока вы ещё не приступили к самому тесту, вам нужно разобраться с Шифром.
Неверно
понятый Шифр означает неверно выполненную методику в целом.
Далее
под Шифром следуют сами тестовые задания - 20 пар похожих понятий (житейских понятий – т.е. обычных повседневных слов). Например: испуг – бегство;
физика – наука; правильно – верно и т.д.
Этот бланк в нормальном виде вы можете скачать в конце данной публикации
Следуя
инструкции, вы определяете логическую связь между словами в каждой паре и по
аналогии подбираете такую же связь из таблички «Шифр», выделяя один (и только
один!) подходящий вариант ответа: А, Б, В, Г, Д или Е. Затем переходите к
следующей паре, и так «окучиваете» все 20 пар.
И
да, задача на время – на тест даётся 3 минуты. Последовательность заполнения
теста значения не имеет.
Правильные ответы и пояснения
Первая
связь, с которой вы знакомитесь в Шифре, это:
А. Овца – Стадо
Это
связь типа часть-целое. Овца является частью стада. Или, иначе говоря, стадо состоит из овец.
Посмотрим, какие пары в тестовых заданиях подходят под эту связь:
4.
Грядка – Огород (огород состоит из грядок)
6.
Слово – Фраза (фраза составляется из слов)
14.
Глава – Роман (роман состоит из глав)
Всё.
Больше аналогичных пар, подходящих для этой связи, в тесте нет.
Рассмотрим
теперь вторую пару из Шифра.
Б. Малина -
Ягода
Это
отношение понятия к более широкой категории. Так, малина является частным
случаем из категории ягод. Как, например, и смородина, и ежевика, и арбуз. Все
они - ягоды.
Теперь посмотрим, какие пары из тестовых заданий походят под такое же логическое соотношение:
2.
Физика – Наука (физика – частный случай разных научных дисциплин)
12.
Десять – Число (десять входит в категорию чисел вообще)
19.
Пение – Искусство (пение входит в более широкую категорию искусства)
Следующая
пара из Шифра:
В. Море – Океан
Пожалуй,
это самая сложная пара для понимания. Почему-то испытуемые (тестируемые)
спотыкаются именно на ней. И потом очень веселятся, когда ответ оказывается
простым до неприличия – это соотношение больше/меньше (или меньше/больше –
порядок следования тут неважен).
Какие тестовые задания соответствуют этому соотношению:
9.
Страна – Город
17.
Прохлада – Мороз
20.
Тумбочка – Шкаф
Следующая пара:
Г. Свет –
Темнота
Эта
пара, в отличие от предыдущей, наоборот, никаких сложностей не вызывает. Это
противоположности.
Какие тестовые задания относятся к аналогичным противоположностям:
7.
Бодрый – Вялый
10.
Похвала – Брань
15.
Покой – Движение
Следующая
пара из Шифра:
Д. Отравление -
Смерть
Несмотря
на пугающую лексику (не знаю, почему создатели теста выбрали именно её… чтобы
проходить тест мрачнее было что ли?..), связь довольно простая. Если мы
оттормозим эмоции, связанные с этими неприятными словами, и холодным
интеллектом выделим только логическую связь между ними, то увидим, что это
связь типа причина-следствие.
Какие ещё причинно-следственные связи есть в тесте:
1.
Испуг – Бегство (одно может стать следствием другого)
11.
Месть – Поджог (тоже возможный вариант последствий, хотя и тоже мрачноватый)
18.
Обман – Недоверие (тоже не особо радостно, но да, одно часто влечёт другое)
Наконец,
последний вид логической связи, присутствующий в тесте:
Е. Враг –
Неприятель
Люди
часто объясняют эту связь так: «Это про одно и то же, только разными словами».
Верно. В отличие от связи типа Г, здесь мы имеем обратный вариант – т.е.
синонимы.
Что соответствует этой связи в тесте:
3.
Правильно – Верно (одно и то же разными словами, синонимы)
5.
Пара – Два
8.
Свобода - Воля
13.
Плакать – Реветь
16.
Смелость - Геройство
Всё.
Тест кончился.
Т.о.,
ключ к тесту:
Какую информацию мы получим
По
сути, этот простой тест решает сразу несколько диагностических задач.
1)
Тестирует логическое мышление.
2)
Проверяет не просто умение понять логическую связь, но и перенести её на другие
группы объектов (по аналогии).
Т.е.
не просто идентифицировать, но и пользоваться (свободно владеть) этими связями
в других ситуациях.
3)
Тестирует динамику мышления.
4)
Проверяет гибкость восприятия и обучаемость.
5)
Требует умения отвлекаться от чувств, которые невольно внушают нам обычные
разговорные слова (типа «отравление», «смерть», «обман», «испуг», «враг» и
т.п.), и работать лишь с логикой, абстрагировавшись от эмоциональной нагруженности
предложенных стимулов. Об этом нужно сказать пару слов отдельно.
Это
важное умение – мыслить объективно, невзирая на эмоции и побочные ассоциации, в
т.ч. с личным опытом и досужими стереотипами.
Как
стереотип может повлиять на логику? Очень просто. Например, весьма часто
испытуемые начинают настаивать что «свобода» и «воля» не могут быть синонимами
(см. пару № 8), т.к. (цитирую одного из испытуемых): «Свобода – это больше
юридическое понятие, а воля – это… ух!» (разводит
руками).
Конечно,
«ух» - это здорово. Но это и есть расхожий стереотип (да-да, мы помним
выступления сатирика Задорнова, и нет – в этом вопросе он был неправ). Конечно,
абсолютной синонимии не бывает, отличия между синонимами всегда имеются. Но
если мы отвлечёмся от побочных ассоциаций, то поймём, что в тесте есть лишь то,
что в нём есть. Не более того. Остальное – наши субъективные измышления,
которые мы «подсоединяем» к тесту, когда не можем обнаружить логику между
понятиями.
Другой
пример из той же серии – уверения, что «плакать» и «реветь» относятся к связи В
(больше/меньше). На том простом основании, что реветь – это гораздо сильнее,
чем просто плакать.
Отдельная
(и, увы, не такая уж редкая) задача экспериментатора – попытаться успокоить
испытуемого, уверяющего, что отравление далеко не всегда приводит к смерти. Как
и месть не всегда выражается в поджоге.
Конечно,
не всегда. Но, опять же, в тесте об этом ничего не сказано. Мы работает лишь с
тем, что нам дано в задаче, не привнося ничего своего. Для этого нужна
определённая дисциплина ума, которую данная методика очень неплохо проверяет.
Вообще,
с помощью «Сложных аналогий» мы можем непосредственно, в режиме здесь-и-сейчас получить
наглядную демонстрацию влияния аффекта на интеллект. И это очень хорошо. Потому
что, благодаря этому, открывается простор для беседы с испытуемым. Ведь
некоторые его личные ассоциации и эмоции могут много рассказать о нём самом
(психологи, берите это на заметку).
Поэтому
важны не только оценки, но и рассуждения человека: как он принимал решение, чем
руководствовался, почему что-то не может понять (и даже подчас резко
отвергает). При более тщательном индивидуальном использовании, тест приобретает
проективный характер и даёт доступ не только к интеллектуальным, но и
более глубоким личностным свойствам. Мы видим не только как мыслит испытуемый, но и почему
он так мыслит, как устроена его понятийная система в целом.
Наряду
с индивидуальным подходом, перевод результатов в баллы (в стены) позволяет
проводить групповое тестирование и делать статистику.
Как
подсчитывать итоговый балл? Об этом далее. Но сначала сделаем перерыв в потоке
букв. Небольшая рекламная пуза для отдыха.
____________________
- Как производится психологическая оценка кандидатов на вакансии?
- Какие тесты психологи дают соискателям?
- На что они смотрят при отборе людей на работу?
- Как правильно и интересно написать психологическое заключение для работодателя?
Если
вас интересуют эти вопросы, предлагаю практическое пособие «Психологическая
диагностика при приёме на работу».
В
нём я обобщила свой 15-летний опыт работы. Вы получите ответы на все
поставленные вопросы + примеры психологических заключений из реальной практики.
Книжку можно прочитать и скачать бесплатно. Для этого кликните по ссылке-картинке:
____________________
Возвращаюсь
к тесту (потерпите, осталось совсем немного:))
Подсчёт баллов
Последний
штрих – подсчёт итогового балла. Тут всё просто.
Подсчитывается
суммарное количество правильных ответов по каждой из шести связей. Полученное
количество правильных ответов переводится в баллы следующим образом:
Набрано
5 или менее правильных ответов = 0 баллов.
6
правильных ответов = 1 балл.
7
правильных ответов = 2 балла.
8
или 9 ответов = 3 балла.
10
или 11 ответов = 4 балла.
12-14
правильных ответов = 5 баллов.
15
правильных ответов = 6 баллов.
16
или 17 правильных ответов = 7 баллов.
18
правильных ответов = 8 баллов.
19
и 20 правильных ответов = 9 и 10 баллов соответственно (такой балл говорит, что
испытуемый выполнил весь тест правильно).
На
этом этапе обработки нет никакой особой премудрости: чем выше балл, тем лучше
результат.
На
этом, пожалуй, всё. Если вы хотите получить бланк к тесту, нажмите на кнопку.
Вы бесплатно получите pdf файл с бланком
в формате А4.
Спасибо
за ваш интерес!