Методика «Сложные аналогии». Ключи и расшифровка

В этой публикации вы сможете узнать про тест «Сложные аналогии». Вы получите пошаговое объяснение работы теста и бланк для его проведения.

Если вы читаете эти строчки, то, либо вы уже прошли тест и теперь хотите узнать подробности (что это было), либо вам нужны сами материалы к данной методике. В любом случае, вы попали по адресу.


тест "Сложные аналогии"

Сегодня заглянем тесту «под капот» и посмотрим, как он устроен. В этой публикации предлагаю вашему вниманию подробное объяснение методики, ключ и подсчёт баллов. Также при желании вы сможете скачать бланк к тесту в формате pdf.

Сразу оговорюсь, что методика широко применяема и общедоступна. Ничьих авторских прав мы не нарушаем. К тому же, вся предложенная здесь информация для читателей совершенно бесплатна (включая прохождение теста и бланк для скачивания).

А если вы до сих пор не прошли тест, вы можете сделать это в моей предыдущей публикации, кликнув по этой ссылке-картинке:


переход к тесту


Что и как нужно делать

Итак, методика под названием «Сложные аналогии» проверяет способность к выделению существенных связей между понятиями, умение отделить эти связи от житейских ассоциаций и перенести по аналогии на другие группы понятий.

Разберём пошагово, что же нужно делать. Пойдём прямо по тесту. Начнём, как водится, с инструкции. Она гласит:

"Перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого обвести кружочком (или выбрать в он-лайн варианте) ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу"

Разберём порядок действий.

Шифр к тесту

Итак, перед вами маленькая табличка под названием «Шифр». Это подсказка, которая будет у вас перед глазами во время всего тестирования. Именно с нею вы будете сверяться, в ней искать подходящий ответ. Поэтому сначала, пока вы ещё не приступили к самому тесту, вам нужно разобраться с Шифром.

Неверно понятый Шифр означает неверно выполненную методику в целом.

Далее под Шифром следуют сами тестовые задания - 20 пар похожих понятий (житейских понятий – т.е. обычных повседневных слов). Например: испуг – бегство; физика – наука; правильно – верно и т.д.


бланк к тесту

Этот бланк в нормальном виде вы можете скачать в конце данной публикации

Следуя инструкции, вы определяете логическую связь между словами в каждой паре и по аналогии подбираете такую же связь из таблички «Шифр», выделяя один (и только один!) подходящий вариант ответа: А, Б, В, Г, Д или Е. Затем переходите к следующей паре, и так «окучиваете» все 20 пар.

И да, задача на время – на тест даётся 3 минуты. Последовательность заполнения теста значения не имеет.

Правильные ответы и пояснения

Первая связь, с которой вы знакомитесь в Шифре, это:

А. Овца – Стадо

Это связь типа часть-целое. Овца является частью стада. Или, иначе говоря, стадо состоит из овец.

связь типа А

Посмотрим, какие пары в тестовых заданиях подходят под эту связь:

4. Грядка – Огород (огород состоит из грядок)

6. Слово – Фраза (фраза составляется из слов)

14. Глава – Роман (роман состоит из глав)

Всё. Больше аналогичных пар, подходящих для этой связи, в тесте нет.

Рассмотрим теперь вторую пару из Шифра.

Б. Малина - Ягода

Это отношение понятия к более широкой категории. Так, малина является частным случаем из категории ягод. Как, например, и смородина, и ежевика, и арбуз. Все они - ягоды.


связь типа Б

Теперь посмотрим, какие пары из тестовых заданий походят под такое же логическое соотношение:

2. Физика – Наука (физика – частный случай разных научных дисциплин)

12. Десять – Число (десять входит в категорию чисел вообще)

19. Пение – Искусство (пение входит в более широкую категорию искусства)

Следующая пара из Шифра:

В. Море – Океан

Пожалуй, это самая сложная пара для понимания. Почему-то испытуемые (тестируемые) спотыкаются именно на ней. И потом очень веселятся, когда ответ оказывается простым до неприличия – это соотношение больше/меньше (или меньше/больше – порядок следования тут неважен).

связь типа В

Какие тестовые задания соответствуют этому соотношению:

9. Страна – Город

17. Прохлада – Мороз

20. Тумбочка – Шкаф

Следующая пара:

Г. Свет – Темнота

Эта пара, в отличие от предыдущей, наоборот, никаких сложностей не вызывает. Это противоположности.


связь типа Г

Какие тестовые задания относятся к аналогичным противоположностям:

7. Бодрый – Вялый

10. Похвала – Брань

15. Покой – Движение

Следующая пара из Шифра:

Д. Отравление - Смерть

Несмотря на пугающую лексику (не знаю, почему создатели теста выбрали именно её… чтобы проходить тест мрачнее было что ли?..), связь довольно простая. Если мы оттормозим эмоции, связанные с этими неприятными словами, и холодным интеллектом выделим только логическую связь между ними, то увидим, что это связь типа причина-следствие.


связь типа Д

Какие ещё причинно-следственные связи есть в тесте:

1. Испуг – Бегство (одно может стать следствием другого)

11. Месть – Поджог (тоже возможный вариант последствий, хотя и тоже мрачноватый)

18. Обман – Недоверие (тоже не особо радостно, но да, одно часто влечёт другое)

Наконец, последний вид логической связи, присутствующий в тесте:

Е. Враг – Неприятель

Люди часто объясняют эту связь так: «Это про одно и то же, только разными словами». Верно. В отличие от связи типа Г, здесь мы имеем обратный вариант – т.е. синонимы.


связь типа Е

Что соответствует этой связи в тесте:

3. Правильно – Верно (одно и то же разными словами, синонимы)

5. Пара – Два

8. Свобода - Воля

13. Плакать – Реветь

16. Смелость - Геройство

Всё. Тест кончился.

Т.о., ключ к тесту:


Ключ к тесту


Какую информацию мы получим

По сути, этот простой тест решает сразу несколько диагностических задач.

1) Тестирует логическое мышление.

2) Проверяет не просто умение понять логическую связь, но и перенести её на другие группы объектов (по аналогии).

Т.е. не просто идентифицировать, но и пользоваться (свободно владеть) этими связями в других ситуациях.

3) Тестирует динамику мышления.

4) Проверяет гибкость восприятия и обучаемость.

5) Требует умения отвлекаться от чувств, которые невольно внушают нам обычные разговорные слова (типа «отравление», «смерть», «обман», «испуг», «враг» и т.п.), и работать лишь с логикой, абстрагировавшись от эмоциональной нагруженности предложенных стимулов. Об этом нужно сказать пару слов отдельно.

Это важное умение – мыслить объективно, невзирая на эмоции и побочные ассоциации, в т.ч. с личным опытом и досужими стереотипами.

Как стереотип может повлиять на логику? Очень просто. Например, весьма часто испытуемые начинают настаивать что «свобода» и «воля» не могут быть синонимами (см. пару № 8), т.к. (цитирую одного из испытуемых): «Свобода – это больше юридическое понятие, а воля – это… ух!» (разводит руками).

Конечно, «ух» - это здорово. Но это и есть расхожий стереотип (да-да, мы помним выступления сатирика Задорнова, и нет – в этом вопросе он был неправ). Конечно, абсолютной синонимии не бывает, отличия между синонимами всегда имеются. Но если мы отвлечёмся от побочных ассоциаций, то поймём, что в тесте есть лишь то, что в нём есть. Не более того. Остальное – наши субъективные измышления, которые мы «подсоединяем» к тесту, когда не можем обнаружить логику между понятиями.

Другой пример из той же серии – уверения, что «плакать» и «реветь» относятся к связи В (больше/меньше). На том простом основании, что реветь – это гораздо сильнее, чем просто плакать.

Отдельная (и, увы, не такая уж редкая) задача экспериментатора – попытаться успокоить испытуемого, уверяющего, что отравление далеко не всегда приводит к смерти. Как и месть не всегда выражается в поджоге.

Конечно, не всегда. Но, опять же, в тесте об этом ничего не сказано. Мы работает лишь с тем, что нам дано в задаче, не привнося ничего своего. Для этого нужна определённая дисциплина ума, которую данная методика очень неплохо проверяет.

Вообще, с помощью «Сложных аналогий» мы можем непосредственно, в режиме здесь-и-сейчас получить наглядную демонстрацию влияния аффекта на интеллект. И это очень хорошо. Потому что, благодаря этому, открывается простор для беседы с испытуемым. Ведь некоторые его личные ассоциации и эмоции могут много рассказать о нём самом (психологи, берите это на заметку).

Поэтому важны не только оценки, но и рассуждения человека: как он принимал решение, чем руководствовался, почему что-то не может понять (и даже подчас резко отвергает). При более тщательном индивидуальном использовании, тест приобретает проективный характер и даёт доступ не только к интеллектуальным, но и более глубоким личностным свойствам. Мы видим не только как мыслит испытуемый, но и почему он так мыслит, как устроена его понятийная система в целом.

Наряду с индивидуальным подходом, перевод результатов в баллы (в стены) позволяет проводить групповое тестирование и делать статистику.

Как подсчитывать итоговый балл? Об этом далее. Но сначала сделаем перерыв в потоке букв. Небольшая рекламная пуза для отдыха.

____________________

  • Как производится психологическая оценка кандидатов на вакансии?
  • Какие тесты психологи дают соискателям?
  • На что они смотрят при отборе людей на работу?
  • Как правильно и интересно написать психологическое заключение для работодателя?

Если вас интересуют эти вопросы, предлагаю практическое пособие «Психологическая диагностика при приёме на работу».

В нём я обобщила свой 15-летний опыт работы. Вы получите ответы на все поставленные вопросы + примеры психологических заключений из реальной практики.

Книжку можно прочитать и скачать бесплатно. Для этого кликните по ссылке-картинке:

____________________

Возвращаюсь к тесту (потерпите, осталось совсем немного:))

Подсчёт баллов

Последний штрих – подсчёт итогового балла. Тут всё просто.

Подсчитывается суммарное количество правильных ответов по каждой из шести связей. Полученное количество правильных ответов переводится в баллы следующим образом:

Набрано 5 или менее правильных ответов = 0 баллов.

6 правильных ответов = 1 балл.

7 правильных ответов = 2 балла.

8 или 9 ответов = 3 балла.

10 или 11 ответов = 4 балла.

12-14 правильных ответов = 5 баллов.

15 правильных ответов = 6 баллов.

16 или 17 правильных ответов = 7 баллов.

18 правильных ответов = 8 баллов.

19 и 20 правильных ответов = 9 и 10 баллов соответственно (такой балл говорит, что испытуемый выполнил весь тест правильно).

На этом этапе обработки нет никакой особой премудрости: чем выше балл, тем лучше результат.

На этом, пожалуй, всё. Если вы хотите получить бланк к тесту, нажмите на кнопку. Вы бесплатно получите pdf файл с бланком в формате А4.


кнопка "Скачать бесплатно"


Спасибо за ваш интерес!

 

Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика