Про когнитивные искажения

Когнитивные искажения или дисфункциональные убеждения. Рассмотрим в общих чертах: что это такое, откуда они берутся и как проявляются.

В предыдущих блогах мы поговорили про оценочные суждения, обсудили их функции, а именно:
  • они улучшают наше эмоциональное состояние;
  • они повышают эффективность наших последующих шагов;
  • они экономят нам когнитивные и временные ресурсы.
Также я привела в пример несколько разновидностей оценочных суждений. И, как я надеюсь, у меня получилось рассказать, почему они не считаются интеллектуальными нарушениями, а являются естественным продуктом нашей мыслительной деятельности со всеми её «человечностями»: эмоциями, предубеждениями, опасениями и т.п.

Тем не менее, бывают ситуации, когда эти совершенно естественные «нелогичности» становятся такими нелогичными, что мешают нам жить, доводя до депрессии, фобий, навязчивостей и других расстройств. Т.е. мышление искажается настолько, что перестаёт адекватно отражать реальность.

В психологии такие дезадаптивные умозаключения получили название когнитивных искажений или дисфункциональных убеждений. Этой теме особенно много внимания уделяет когнитивная психотерапия (и разные её направления типа РЭПТ).
Посмотрим на конкретных примерах.

когнитивные искажения


В недавнем блоге о стереотипах я упомянула такое оценочное суждение как «апелляция к прошлому опыту при прогнозировании будущего» - уверенность в том, что, если нечто было верным в прошлом, оно останется верным и в будущем. Это суждение закрепилось в бытовых формулах, например в поговорках: «Каков в колыбельке, таков и в могилку», «Чёрного кобеля добела не отмоешь», «Повадился кувшин по воду ходить…» ну и т.д.

Оценочные суждения «мыслят» случаями из жизни. И поскольку они этой жизнью проверены, то часто бывают верны. Что мне толку в мировой статистике и научных исследованиях, если в моём мире, в моей жизни то или иное событие подтверждалось много раз! Это моя личная статистика. Но… тут возникает вопрос: «много» - это сколько?

Один раз не считается


Существует умозаключения, которые уже никак нельзя отнести к статистически обоснованным. Бывает, что человек, пережив событие всего один раз, уверен, что так теперь будет всегда. Это не тянет не только на объективную статистику, но и на субъективную. Человек явно искажает ситуацию. Как правило, увещевания близких не помогают. «Ты подожди, не горячись», «Не расстраивайся заранее», «Один раз не в счёт», «Не делай из мухи слона», «Это лишь случайность»… - всё впустую.

Умозаключения такого рода называются эпизодическими доказательствами. Вот яркие примеры, знакомые каждому психологу: «С тех пор мне не везёт», «Я так и знал, что это повторится!», «Теперь так будет всегда!». В воображении событие приобретает символический характер, становится как бы «поворотным» и даже «роковым». Такая когнитивная ошибка получила название увековечивания: «Мне никогда не быть счастливым», «Я неисправим!», «Это мой пожизненный крест».

К слову, события, оцениваемые подобным образом (как «роковые», «поворотные», «судьбоносные»), по понятным причинам хранятся в памяти очень долго и составляют нашу личную историю. Именно поэтому исследования автобиографической памяти отличаются от исследований памяти как когнитивной функции. Но это уже другая тема.

Ложное Я


В том же блоге о стереотипах я упомянула ещё один вид когнитивных искажений – «ложное Я».

Данное искажение берёт своё начало в т.ч. и в стереотипных суждениях. На человека навесили ярлык (например, «добряка» или «сильной женщины»), и он(а) так с ним сроднился, что боится его разрушить, «потакая» стереотипу. Логика подобного поведения кажется странной: «Если я поступлю по-своему, я всех разочарую», «Все увидят, насколько я плохой человек, если я выскажу всё что думаю», «Если я выражу свои истинные желания, все решат, что я извращенец» ну и т.п.

Подчас мы настолько боимся разрушить свой социальный образ, что готовы поступиться собственным Я в ущерб психологическому благополучию. В итоге мы запрещаем себе думать и чувствовать, подавляя свои истинные желания, побуждения, эмоции. В этом огромную роль играет психологическая защита, которая не даёт осознать того, что угрожает разрушить наш привычный стиль жизни.

Наверное, ни для кого не секрет, что подобная «ломка» своего Я начинается с детства. Но… любое воспитание в какой-то степени есть «ломка естества». Где та грань, за которой гармоничное воспитание переходит в подавление личности? – Вопрос, над которым до сих пор бьются психологи и педагоги.

Можно ли избавиться от когнитивных искажений?


Короткий ответ – нельзя. Однако можно существенно минимизировать «ущерб».
В следующих блогах рассмотрим некоторые когнитивные искажения и способы их коррекции. Но не только.

Важно, что, активно применяя некое «лекарство» от того или иного дисфунционального убеждения, мы можем впасть в противоположные убеждения, которые не менее ошибочны. Когнитивных ловушек избежать трудно. Задача – научиться жить с ними, а не избегать. Чтобы не попасть «из огня да в полымя», будем рассматривать некоторые когнитивные искажения сразу с их возможными противоположностями.

Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика