Картинки в голове

Существует много разных психотерапевтических приёмов. Среди них особенно выделяется работа с образами нашего воображения. Но не всем это даётся легко. Поделюсь личным опытом.

Арсенал техник, ориентированных на работу с образами, просто огромен. Однако для них неплохо бы иметь развитое образное мышление. А с ним не у всех хорошо. У меня, например, дела с ним обстоят неважнецки.

Горький личный опыт


Когда-то первым откровением для меня стала попытка запомнить материал, используя визуальные ассоциации.
Например, если надо запомнить слово «кошка», потом слово «окно», а потом «цветок», можно представить кошку на подоконнике рядом с цветочным горшком. Некоторым удаётся рисовать в голове целые картины. И им это помогает! Но не мне. Мои образы громоздились друг на друга и почти тут же забывались вместе с основным материалом. В общем, было только хуже.

В итоге, самой эффективной мнемотехникой для меня оказалась старая добрая зубрёжка – быстрее, проще и надёжнее. Но, к сожалению, очень скучно и приземлённо. Уже позже, изучая психологию памяти, я узнала об интерференции, синестезии и т.п. Но тогда я даже немного расстроилась, ведь так хотелось чего-то необычного, каких-то таинственных техник, открывающих скрытые резервы нашего мозга.

Были и другие попытки поиграться с «картинками в голове», и столь же неэффективные. Но последней каплей стала проба медитации.

Маститый гуру предложил вообразить цветок лотоса. ОК, лотосы я многократно видела на картинках. Шикарный цветок. Представила (в конце концов, не совсем же я без воображения).

Затем надо было раскрасить этот лотос почему-то в синий цвет. Ну, допустим.
Далее на лепестках лотоса предлагалось расположить световые шары, причём на западе, юге, севере и востоке они должны иметь разные цвета. Сия красота уже превышала мои перцептивные возможности, но я старалась.

Затем сообщалось, что получившийся лотос имеет всего пять лепестков… Теперь я зависла надолго.
Во-первых, это резко шло вразрез с моими представлениями о лотосах. Я ведь вживую их никогда не видела. Может, они и бывают всего с пятью лепестками, кто ж спорит.
Но дело даже не в этом. Встал вопрос о количестве сторон света. Как ни крути, их четыре. Куда ориентирован пятый лепесток?.. Гуру неожиданно объяснил, что пятый лепесток, оказывается, «центральный». В памяти зашевелились остатки школьной ботаники: тычинки там, пестики… Ну ладно. В конце концов, мы с гуру явно не ботаники (во всех смыслах).

Я собралась с духом и, усевшись в позу для медитации, честно попыталась всё это представить. Но никак не могла собрать целостный образ синего пятилистника с разноцветными шарами, строго ориентированными по сторонам света. Громоздкий и неестественный образ не удерживался, размывался, целостной картины не получалось. Пятый лепесток нелогично торчал посередине, нарушая всю симметрию, гармонию и душевный покой. И вообще, где у меня там запад, где восток?..

Помимо прочего, моё воображение зачем-то домыслило пейзаж, который замаячил упрямым фоном. Лотос же не в вакууме болтается! Там, наверное, какой-то водоём, листья плавают, небо, бабочки и всё такое… В голове пошли кадры из индийских фильмов.

Очень кстати гуру сообщил, что шары света превращаются в четырёх прекрасных богинь. Когда они у меня запели «Джимми, ача», моя медитация закончилась.

За всей этой ментальной вознёй я поняла, что спокойствия и просветления мне не видать. Почувствовала искреннюю зависть к людям, которым не составляет труда настроить и удержать многомерный визуальный образ (в отличие от световых шаров, зависть была стойкого чёрного цвета).
Оставалось честно признаться, что вообразить я не могу даже палку от швабры, не то что синий лотос с богинями на лепестках.

Хочу оговориться, что ничего не имею против медитаций, считаю, что их эффект может быть колоссальным, и они достойны серьёзного отдельного обсуждения. Так же как и мнемотехники. Просто, надо выбрать тот стиль, который органичен лично для тебя, а не пытаться соответствовать чужим «добрым советам», даже если это советы модного гуру.

картинки в голове

Не стоит насиловать свою память, а нужно просто ей довериться. Наша психика сама подберёт удобный способ запоминания и сохранения информации. Дальше останется только упражняться. Но это уже другая тема.

Позже я постараюсь рассказать о некоторых техниках работы с образами. Техники, действительно, очень полезные и эффективные. Но работать с ними проще тем, кому они подходят.
Как понять, подходят ли они лично вам?

Выбираем


Как известно, образы могут быть разной модальности: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух – всё поставляет нам образы. Однако когда речь идёт о техниках (психотерапии, медитации, запоминания – сейчас неважно), на ум сразу приходят именно зрительные (визуальные) образы. Это не удивительно, учитывая, что для человека это ведущий канал восприятия.

В общем, если с картинками в голове у вас такая же ерунда как у меня, поэкспериментируйте с другими модальностями. Например, для меня не составляет труда представить звуки или тактильные ощущения.
Так, я почти с полным эффектом присутствия могу ощупать, скажем, кору сосны: теплую на солнце, местами чуть шершавую, местами неожиданно гладкую, местами липкую от смолы. Я даже могут представить её запах, хотя с запахами у меня уже сложнее. Звук льющейся воды или лая собаки (любой породы:)) – это всё легко. Но когда дело доходит до лотосов или хотя бы палок от швабры, тут пиши пропало.

Склонны ли вы манипулировать образами?


Мало что-то вообразить, надо уметь удержать этот образ. И надо уметь им манипулировать. Буквально: приближать/отдалять, поворачивать, раскрашивать, изменять и т.п. Насколько вы обладаете такой способностью?

Неплохой способ выяснить это предлагает психотерапевт Арнольд Лазарус. Он разработал следующий небольшой опросник.

Цитирую по книжке А.Лазаруса «Мысленным взором: Образы как средство психотерапии»:

Представьте близкого родственника или друга.
«1. Представьте, что он или она стоит перед вами.
2. Представьте себе этого человека смеющимся.
3. Представьте его глаза.
4. Представьте себе вазу с фруктами.
5. Вообразите, что вы едете по сухой пыльной дороге.
6. Представьте себе, что бросаете мяч.
7. Представьте себе дом, в котором жили в детстве.
8. Вообразите, что смотрите на витрину магазина.
9. Представьте себе белый песчаный пляж.
10. Представьте себе телевизионный экран без изображения.
11. Услышьте собачий лай.
12. Представьте себе звук взрывающейся хлопушки.
13. Почувствуйте тепло горячего душа.
14. Представьте себе, что проводите пальцем по куску наждачной бумаги.
15. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелый предмет.
16. Вообразите, что поднимаетесь по крутой лестнице.
17. Представьте вкус лимонного сока.
18. Вообразите, что едите мороженое.
19. Представьте себе запах тушащейся капусты.
20. Представьте, что нюхаете розу.»

За каждый пункт поставьте себе балл от 0 до 4, где:
4 – получился очень чёткий образ, представить не составило труда;
3 – если отчётливость своего образа вы оцениваете как «среднюю»;
2 – если получившийся образ можно описать как «относительно отчётливый»;
1 – если ваш образ однозначно не отчётлив;
0 – если образ совсем «никакой».

Теперь подсчитайте сумму.
Если вы набрали от 60 баллов и более – у вас хорошо развита способность к образному воображению.
Если же баллов меньше 30 – образные техники явно не для вас.
Остальные оценки находятся в среднем диапазоне (30-60 баллов). Они означают, что с воображением у вас относительно нормально, но нужно индивидуально подобрать подходящую технику и тренироваться, тренироваться, тренироваться…

Позже постараюсь подробнее рассказать о некоторых техниках. Насколько они вам подойдут – остаётся на ваше личное усмотрение.

И да, образы, предложенные в этом тесте, могут использоваться для тренировки.
Если результаты у вас невысокие, попытайтесь проанализировать свою способность. Дело только в мышлении? Или в чём-то ещё?.. Возможно, вам легче воображать неодушевлённые предметы, чем человеческие лица? Или наоборот? Возможно, вам легче даются приятные образы, чем неприятные?
В общем, результаты теста – не только «сухой» балл, но и повод для самоанализа.

В следующий раз также расскажу о другом понимании образных техник. Речь пойдёт не о модальностях или способности к воображению, а о «типах» образов, используемых в психотерапевтической и консультативной практике.


Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика