Стереотипы: правда или ложь?
Все мы
пользуемся стереотипами. И все становимся их жертвами. Без них - никак. Почему
«никак»? Разве стереотипы бывают чем-то полезными?
Кто
ни разу не слышал следующих ярлыков и прозвищ?
Типичный
«мачо», типичная «блондинка» (которая обычно находится за рулём), типичный…
«синий чулок», «канцелярская крыса», «маменькин сынок»… Нетрудно состряпать
целую статью из одних только ярлыков.
Можно
относить людей к той или иной категории, исходя из их личных качеств.
Типичный(-ая): скупердяй, болтун, льстец, зазнайка… Эти прозвища не я сейчас
выдумываю. Их ещё во времена Древней Греции рассматривал философ Теофраст. Он
выделил их как типы характеров и подробно описал (весьма жёстко, кстати).
Можно
классифицировать людей по принадлежности к той или иной профессии. Типичный(-ая):
учитель, медик, актёр, чиновник... Иногда мы говорим обиднее: «училка», «офисный
планктон», «работяга», «актрисуля» (обязательно из «погорелого театра»). Ну, вы
поняли.
Критерием
для формирования стереотипа может стать что угодно: социальное положение,
возраст, внешность, национальность, профессия. Даже заболевание или физический
недостаток.
Правда или ложь?
Почему
стереотипы так обидны? Потому что (увы и ах) они часто говорят о нас правду.
Как правило, неприятную. Вряд ли человек, проработавший 20 лет в школе,
порадуется ярлыку «типичная училка» вместо «учитель года». А психологу (просто поверьте на слово:)) прям любо-дорого слышать,
что психологи-сами-все-сумасшедшие. Тем не менее, стереотипы ошибаются не
всегда.
С
другой стороны, они почти всегда ошибочны. Вот такой парадокс – они говорят правду и ложь одновременно.
Вернёмся
к оценочным суждениям. Они зачастую
не гибки, не объективны, скоропалительны. В такой ситуации вероятность ложной
оценки очень велика.
С
другой стороны, стереотипы базируются на многолетнем, а то и многовековом,
опыте человечества (см. того же Теофраста). Поэтому они бывают парадоксальным
образом точны, подчас до жестокости.
Стереотип,
как оценочное суждение, выполняет определённую функцию – экономит наше время и
когнитивные усилия, предлагает быструю классификацию вместо долгого и
кропотливого познания. Навесил ярлык – прям как припечатал, - и всё о человеке стало
понятно… вроде как.
Проблема
в том, что стереотипы живучи. Раз «обозвав» кого-либо, мы не скоро от этой
оценки откажемся. Да ещё протранслируем её окружающим, составив человеку соответствующую
репутацию.
Почему
же стереотипы такие стойкие?
На службе у стереотипов
Есть
похожие оценочные суждения, которые очень близки к стереотипным оценкам, в т.ч.
поддерживают их.
Эффект ореола – общее
впечатление о человеке накладывает свой отпечаток на оценку его отдельных качеств.
Иначе говоря, если некто нам нравится, то он, скорее всего, будет нравиться во
всех своих проявлениях (типа: «прекрасна даже в гневе»). И наоборот.
Эффект
ореола способен приводить к нешуточным искажениям межличностного восприятия. На
эту тему были эксперименты, т.к. корреляции между оцениваемыми качествами легко
измерить. Данный эффект создаёт почву не только для образования стойких
стереотипов, но и для серьёзного взаимонепонимания, разочарований, идеализаций
и последующих обесцениваний.
Чтение мыслей – ещё одно
оценочное суждение, стоящее на службе у стереотипов. Нам иногда кажется (порою
мы просто уверены), что можем спрогнозировать чужое поведение. Мы практически
читаем чужие мысли и намерения:
«Я знаю, что ты
думаешь»
«Я знаю, что ты
на это ответишь»
«Я был уверен,
что он именно так и поступит»
Кто
ни разу не произносил подобных вещей?
Апелляция к
прошлому при прогнозировании будущего – уверенность: то, что было верным
раньше, будет верным и в будущем. Крайним вариантом является эпизодическое доказательство: одного
случая достаточно, чтобы уверовать навсегда.
Сверхсоциализированное
мышление
– негибкое следование общественным нормам и правилам. Некоторые из них
зафиксированы в пословицах и поговорках: «Место женщины на кухне», «Бьёт –
значит, любит», «Чёрного кобеля добела не отмоешь», «Каковы родители, таковы и
дети».
Кстати,
поэтому пословицы и поговорки
– замечательный стимульный материал для изучения нашего мышления. А толкование
пословиц – весьма неплохой проективный тест.
Если
мы теперь просуммируем всё сказанное, то сможем предположить, что поддерживает
стереотипные оценки, и с помощью чего они формируются.
Обратная сторона стереотипа
Вынося
оценочное суждение о ком-либо, мы можем транслировать этот стереотип
окружающим, составляя человеку ту или иную репутацию. Этим стереотипы опасны.
В
блоге про застенчивость я
приводила пример такой репутации – как окружающие «делают» застенчивого ребёнка
из незастенчивого.
В
итоге может сформироваться представление о себе, получившее название Ложного Я.
Это
представление рассматривается как когнитивное искажение и, помимо прочего, заключается в страхе действовать вопреки
своей репутации. Человек реально начинает опасаться, что, сломав стереотип,
вызовет отторжение у окружающих, станет изгоем:
«Если я поступлю
иначе, то все решат, что я притворщик и начнут меня презирать»
«Если я отброшу эту
маску, то все увидят, насколько я плох»
Ага,
увидят. Действительно, люди могут разочароваться со словами: «Мы думали ты
такой. А ты, оказывается, сякой». Страх подобного отторжения бывает очень
силён. Никто не хочет стать «паршивой овцой» и будет сопротивляться этому даже
ценой утраты собственного Я.
Но
презирать и игнорировать любые стереотипы тоже нельзя. Парадоксально, но группа
людей, навешивая на кого-либо ярлык, может оказаться права, в то время как
суждения каждого отдельного члена этой группы будут некорректными.
Интересующихся этим феноменом отсылаю к книжке финансового аналитика Джеймса
Шуровьески «Мудрость толпы».
«Кто выглядит
как собака и лает как собака, того собакой и называют» (обидная
индейская поговорка).
В
любом случае, если вы стали жертвой стереотипа и на вас навесили ярлык, это причина
не только обидеться, но и призадуматься: может, люди в чём-то правы?.. Повод
для обиды у вас, безусловно, имеется. Но попробуйте отнестись к этому не только
как к оскорблению, но и как стимулу для самопознания.
И,
конечно, нужно пытаться за каждой «блондинкой за рулём» или «мачо» разглядеть конкретную
уникальную личность, а не «типичного представителя данного вида».
Если
же все блондинки за рулём вызывают у вас стойкую негативную реакцию, это, опять
же, повод заглянуть в себя и спросить: «Почему я так думаю? Не ошибаюсь ли я?».
Возможно, настала пора проанализировать не только арсенал своих оценочных
суждений, но и свои проекции.
«На десерт»
О
стереотипах и ярлыках. Замечательный рекламный ролик одной датской телекомпании.