Почём мы себя ценим?

Это блог о самооценке. Точнее о том, что мы не учитываем, когда пытаемся бороться с «низкой» самооценкой. С чем же мы боремся на самом деле?..


Мы часто используем понятие «самооценка», не особенно задумываясь, что оно обозначает. Действительно, что может быть проще: самооценка – это то, как я себя оцениваю.
Мы говорим: «Она считает себя дурнушкой, потому что у неё низкая самооценка». Или: «Он слишком много о себе возомнил, у него неадекватно завышенная самооценка».

К сожалению, призывы «поднять» низкую самооценку, и даже «бороться» с ней, не всегда учитывают её структуру. А она очень интересная.

Цена вопроса

На самом деле, самооценка не так проста, как может показаться сначала. Это не некое «глобальное» образование. Всё немного сложнее.

самооценка

Во-первых, мы можем совершенно по-разному оценивать себя в разных ситуациях, в разных сферах и, конечно, в разные периоды жизни. Самооценка зрелой личности, как правило, дифференцирована, а не «монолитна».

Во-вторых, самооценка не равна самоотношению (об этом чуть ниже).

В-третьих, самооценка обладает несколькими параметрами: высотой, адекватностью и устойчивостью. Взаимосвязаны они неоднозначно. Так, самооценка вполне может быть высокой, но при этом неустойчивой. Или низкой, но устойчивой и адекватной (и такое случается, хотя реже). Какой параметр важнее? - Сразу не скажешь, т.к. не существует универсального критерия «правильной самооценки».

В-четвёртых, следует различать собственно самооценку и высоту тех целей, которые мы привыкли перед собой ставить, т.е. отличать самооценку от уровня притязаний. Именно эта путаница происходит чаще всего – мол, если человек боится неудач и поэтому занижает свои цели, то он не уверен в себе, т.е. обладает низкой самооценкой. Это не совсем так.

Наконец, самооценка может носить идеальный характер, что очень отличается от реального положения вещей. Поэтому в тестах (например, по традиционным шкалам Дембо-Рубинштейн) смотрят как уровень реальной самооценки, так и идеальной. А иногда ещё и достижимой.

В результате психологическая «конструкция», которую мы называем самооценкой, может приобретать поистине причудливые формы.

Возьмём известный житейский «диагноз» под названием «неустойчивая самооценка». Парадоксально, но в норме самооценка должна быть слегка неустойчива. Это означает, что человек по-разному оценивает себя в разных сферах, подходит к себе критично, учитывает обратную связь от среды. По крайней мере, мания величия ему пока не грозит.

Наряду с этим, то или иное расхождение между идеальной и реальной самооценкой может сигнализировать о разных качествах и проблемах личности: об актуальной депрессии, о наличии определённых личностных черт (например, нарциссических или экстра/интровертных и т.д.), о специфике целеполагания и даже об индивидуальных особенностях психологических защит.

Обо всём этом можно рассказывать много часов подряд. Но, мне хочется упомянуть ещё один психологический конструкт, с которым часто смешивают самооценку. Это самоотношение.

Гадкий или Не гадкий Я?

Возьмём распространённый случай. Человек говорит: «Я знаю, что я хороший профессионал. Но я не решился претендовать на эту вакансию, потому что побоялся участвовать в конкурсе». Какая у него самооценка?

притязания

Тут лучше разделить:
1. Чего я стою.
2. Как я к этому отношусь.
Я бы сказала, что проблемы, как правило, связаны именно с самоотношением.

Мы можем по-разному оценивать себя в разных жизненных сферах. Мы можем «зарваться» или, наоборот, недооценить свои таланты. Мы можем ставить высокие цели или осмотрительно избегать рисков, оставаясь в зоне гарантированного успеха.

Мы можем всячески мотивировать себя, подбадривать, и даже заплатить безумные деньги за тренинг у крутого тренера. Мы верим, что сей гуру, наконец, расскажет нам, с какой стороны у бутерброда масло.

Мы можем выкручиваться самостоятельно, компенсируя «провалы» самооценки по принципу: «Я знаю, что я не особенно хорош в этом деле, но зато мне нет равных в другом». В общем, существует много способов.

Но все эти манипуляции самооценкой не имеют значения, если человек относится к себе как к врагу. В таком случае любые притязания теряют смысл: «Я знаю, что я умён (красив, здоров, успешен, профессионален и т.д). Но что мне с этого?».
Как однажды сформулировал один человек: «Я не могу без отвращения смотреться в зеркало». Сказать, что у него просто «заниженная самооценка» - не сказать ничего.

Самоотношение тоже неоднородно, в нём есть свои «составляющие»: симпатия к себе, самоуважение, локус контроля, образ себя глазами других (см., например, работы В.В.Столина).

Под влиянием обстоятельств уважение к себе может пострадать («Я поступил непорядочно!»). Тем не менее, когда мы говорим о самоуважении, речь, как правило, идёт не о разовом поступке, а о целостном самовосприятии: «Да, в этих обстоятельствах я поступил плохо. Но это ещё не значит, что я плохой человек» (см. различия между стыдом и виной). Если в целом самоуважение не пострадало, то разрушительной травмы не будет.

Поразительно, но люди с низким самоуважением способны демонстрировать завышенную самооценку и притязания, если окружающие от них этого ожидают (а они, как правило, ожидают). Уважающий себя человек, напротив, не ведётся на чужое мнение, хотя и учитывает его (на эту тему даже были эксперименты).

В этом, кстати, кроется сложность психодиагностики самосознания. И именно поэтому психологу необходимо сделать паузу и досчитать до десяти, прежде чем констатировать у клиента высокую или низкую самооценку. Важен вопрос: «Почему самооценка именно такая?». И да, ответы в духе «потому что так мама воспитала» не принимаются, ибо самооценка строится (и меняется по ходу жизни!) под влиянием очень многих факторов (даже если иногда очень хочется обвинить во всём родителей).

отношение к себе

Человек способен мириться с собственными недостатками, если он принимает себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам.

Позитивное самоотношение, несмотря на ситуативное снижение самооценки (которое может постигнуть каждого), помогает трезво оценивать свои сильные и слабые стороны и переживать неудачи без риска разрушения личности. Бороться с низкой самооценкой, конечно, можно и нужно, но перед этим стоит спросить себя: «С чем именно я всё-таки собираюсь бороться?». 
После этого можно ставить вопрос: «Как именно это делать?».

На десерт

Пример того, что такое самоотношение и как оно влияет на нашу самооценку, притязания и, в конечном счёте, на наш жизненный путь.
Сказать, что данную речь произнёс человек с «высокой самооценкой», будет слишком большим упрощением.

Речь Чарли Чаплина на собственное 70-летие

Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «Быть самим собой».

Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение его же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это «Самоуважением».

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «Зрелость».

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «Уверенность в себе».

Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «Простота».

Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «Любовью к самому себе».

Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «Скромность».

Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «Удовлетворением».

Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «Мудрость сердца».

Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «Жизнь».


________________________



Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика