Стоим на вахте - 2
Раннее и позднее
«зажигание». Знание о нём помогает предотвратить или пережить стресс. Но
сначала его надо отследить.
Этот
пост является в своём роде продолжением предыдущей статьи «Стоим на вахте».
Поэтому, не мудрствуя лукаво, я назвала его «Стоим на вахте – 2». На самом
деле, здесь я хочу привести ещё один конкретный пример, для чего нам нужен вахтенный журнал. Но начну не с него.
Время
Наверное,
нет человека, который не слышал бы о психологе Эрике Берне и его работе «Игры,
в которые играют люди». А уж про внутренние фигуры, которые выделял Берн –
Родитель, Взрослый, Ребёнок – наслышаны уж точно все. Ну, по крайней мере, все,
кто интересуется психологией. А среди читателей этого блога, я думаю, таких
людей много.
Но
сегодня хочу вспомнить другую книжку Берна «Вы сказали “Здравствуйте”. Что
дальше?». В ней автор рассматривает «часовое» и «целевое» время, а также вводит
понятие «зажигания».
Всё
просто. Есть люди, которые ориентированы главным образом на цель (их время –
«целевое»). Они действуют по принципу «Не уйду на обед, пока не закончу работу».
Других больше заботят временные рамки.
Их принцип: «Работаю до обеда». Они привыкли сверять свои действия не с целью,
а с поставленными сроками.
Такие
установки формируются ещё в детстве. Например, когда ребёнку говорят:
а)
«Пока не сделаешь уроки, спать не ляжешь».
б)
«В девять ты должен быть в постели, поэтому заканчивай на сегодня».
Нередки
попытки совместить эти установки. Подчас это делается неразумно: «В девять тебе
нужно лечь, поэтому до девяти ты должен сделать все уроки». Такой
«подстёгивающий» режим не считается с реальностью. Но, войдя в привычку,
впоследствии может стать источником серьёзных стрессов, чреватых переутомлением
и повышением уровня тревожности.
И
вот тут переходим к «зажиганию».
Берём «зажигание» под контроль
Здесь
тоже всё просто. Зажигание – это переживание стрессового события. Зажигание, по
Берну, может быть ранним - когда человек начинает тревожиться по поводу будущего события. И позднее - когда человек не может успокоиться уже после события.
Самый
простой пример – экзамен. Студент начинает нервничать до экзамена, и после него
какое-то время находится «на взводе».
Конечно,
у каждого это время своё. Кто-то будет ворочаться в постели несколько ночей, а
кто-то забывает о неприятностях, как только они минули. Самый неблагоприятный
случай – когда время позднего зажигания от прошедшего события накладывается на
время раннего зажигания от предстоящего события (т.е. когда зажигания от двух
событий пересекаются).
Как
люди уговаривают себя не тревожиться и успокоиться – отдельная интересная тема,
связанная с проблематикой совладающего поведения (копинга).
Берн
предлагает свой вариант копинга, а именно – расчёт времени зажигания.
Пусть
х – время позднего зажигания от
прошедшего события А. Например, после события вы не можете успокоиться ещё день
(т.е. х=1 день).
Пусть
у – время раннего зажигания от
предстоящего события Б. Скажем, вы начинаете нервничать за 2 дня до наступления
Б (у=2).
Тогда
по возможности спланируйте событие Б через х+у+1
дней после А.
В
нашем примере: спланируйте событие Б не раньше, чем через 4 дня после А.
Конечно, если такое планирование в вашей власти.
Так,
если после сданного экзамена вы планируете посетить стоматолога, назначьте
визит к врачу не ранее, чем через 4 дня после экзамена.
Отслеживаем х и у
Понятно,
что х и у индивидуальны. У кого-то х
может вообще отсутствовать, т.е. = 0 (когда позднее зажигание не возникает). У
кого-то они могут составлять несколько часов или дней.
Как
установить свои личные периоды раннего и позднего зажигания? Берн предлагает
это сделать «по опыту». Но, чтобы изучить свои стрессовые реакции более точно и
объективно, можно воспользоваться вахтенным журналом. В этом случае время х и у
будет определено вернее. А ваша борьба со стрессом станет эффективнее.
Ну
и, конечно, в борьбе с этим неприятным явлением – зажиганием – подойдут
различные техники психотерапии (например, эти).
Удачи в
выполнении техники и будьте здоровы!