Виды понятий и их развитие

Статья о том, что такое научные и житейские понятия. Пути их формирования (с примерами). И небольшой психологический тест в конце статьи.

Когда мы слышим слово «понятие», то у многих в голове всплывает нечто научное и сложное, а перед глазами возникает образ тяжеловесного словаря или учебника.

А являются ли научными понятиями обычные слова типа «лампа» или «малина»?

Весь вопрос в том, как, и по какому случаю мы их употребляем.

Пример, который приводил ещё лингвист Л.В.Щерба. Возьмём понятие «прямая линия». Из школьного курса геометрии мы знаем его определение – это кратчайшее расстояние между двумя точками. Здесь мы имеем дело с научным пониманием «прямой». Но в обыденной речи мы говорим «прямая линия», в том простом смысле, что она не кривая, т.е. не отклоняется в разные стороны, не «виляет». Это будет «прямая» в житейском понимании. Психолог Л.С.Выготский как раз предлагал разделять научные и житейские понятия.

Обобщаем «до кучи»

Из работ Выготского мы знаем, как формируются понятия по ходу взросления и умственного созревания. Понятийная система проходит несколько стадий развития.

Всё начинается с синкретической стадии, когда понятие образуется на основе случайных, как правило, чувственных признаков, а также по совпадению во времени и пространстве. В общем, это происходит ассоциативно.

Возьмём для примера ягоду малину. У ребёнка ещё нет отвлечённого понятия «ягода». Малина у него может входить в одну категорию с леденцом или кусочком сахара на том основании, что это всё «сладкое». Или обладает характерным запахом как тот же леденец или детский шампунь. А вот калина сюда не подойдёт, т.к. она горькая и пахнет не столь приятно.

Иногда предметы объединяются в кучу (собственно, это и есть синкрет) просто потому, что они оказались в одном месте в одно время (лежали рядом, например).


синкрет

Конечно, синкрет – это далеко не понятие, а лишь отдалённый намёк на него.

Комплексуем

Следующая стадия развития понятийного аппарата – комплексы. Это большая стадия, которая включает разные способы производства понятий. Вот некоторые примеры комплексного мышления.

Коллекция

Малина не только ягода, но и растение. И растёт оно в саду или в лесу. И, если мы захотим прогуляться в лес по малину, то надо взять корзинку.

В лесу, помимо приятной малины, водятся неприятные клещи и комары. Поэтому нам надо прихватить головной убор и средство от комаров.

Если мы идём надолго, то нам, возможно, захочется попить. Возьмём бутылку с водой. Наверное, придумаем ещё что-нибудь… Ну и, конечно, куда же мы без смартфона. Значит, надо брать сумку или даже рюкзак, в который мы всё это сложим.

Думаю, логика понятна - собираем вещи, которые могут потребоваться во время нашей прогулки. Теперь мы готовы с треском вломиться в малинник. Но за рамками данной ситуации эти предметы никак не связаны. Действительно, что общего между смартфоном и средством от комаров?.. (это, кстати, напоминает один тест на изучение мышления под названием «Сравнение понятий»).

Данный комплекс формируется именно так – по принципу: «А ещё сюда необходимо добавить…» Мы строим понятие по признакам, которые друг друга дополняют, словно составляя некую коллекцию. В отличие от синкрета, внятная логика здесь всё-таки прослеживается. Но это логика не абстрактная, а наглядно-действенная, практическая.

Особенно хорошо такой комплекс-коллекцию видно в методике «Классификаций».

Цепной комплекс

Вернёмся к малине и детям. Допустим, ребёнку нужно объединить картинки с изображением разных предметов, в т.ч. ягод. Цель эксперимента та же – обнаружить критерий выбора.

Вот ребёнок берёт малину. Он её знает и любит. Потом он подбирает к ней ежевику. Потому что она – вылитая малина, но цвет другой, тёмный. Дальше ребёнок подбирает несколько тёмных ягод, заканчивая ряд вишней. Далее идёт светлая черешня. Она такая же в точности как вишня, но жёлтая, а не тёмно-красная. Следом идут несколько жёлтых картинок. Вот идёт жёлтое яблоко. Затем снова яблоко, но теперь уже зелёное. А уж затем возникает зелёный арбуз.

Признак, по которому ребёнок объединяет картинки, изменяется, как бы передаваясь «по цепочке». В итоге получается набор, именуемый цепным комплексом.


житейские понятия "по полочкам"


Псевдо-

Вершиной комплексного мышления является псевдопонятие. Это очень хитрое образование, которое по форме напоминает научное (т.е. самое настоящее), но по своей природе относится к комплексам.

Вернёмся к последнему примеру. Можно подумать, что ребёнок владеет понятием «фрукты».

Но это не так, ибо он объединял изображения не по принадлежности их к единой абстрактной категории, а по наглядным и субъективным критериям: цвет, размер, личное отношение (нравится/не нравится). Критерий выбора был нестабильным, зависел от сиюминутных ассоциаций и предпочтений. Поэтому не стоит удивляться, если вслед за зелёным арбузом последует не менее зелёный укроп или вообще крокодил.

Созрела ли малина?

Считается, что старшеклассник уже должен обладать понятийным мышлением. Т.е. созревший интеллект должен понимать, что малина – это не только вкусное и ароматное, но также это ягода или растение; что стол – это не только «за чем сидят», но и мебель; что кошка – это не просто «мой Барсик», а животное.

Вопрос: а куда деваются все эти синкреты и комплексы? Ответ: а никуда они не деваются. Они остаются с нами на всю жизнь.

Вспомните, как вы собираетесь в дорогу, как укладываете чемодан. В этот момент вы мыслите не абстрактно, а очень конкретно, создавая коллекцию нужных в дороге вещей. Абстрактно в таких случаях лучше как раз не мыслить. Иначе ваш багаж будет очень смахивать на шизофрению.

Лирическое отступление. Иногда слышу насмешки над т.н. «архаическим» или «магическим» мышлением. Мне это кажется несправедливым. Потому что это отрицание огромной части собственной природы. Воспеватели т.н. «рационального», «научного» мышления были бы обескуражены, узнав, сколько «архаики» и «магии» скрывается в глубинах их «современного» интеллекта.

Малина и аналогии

Помнится, мольеровский герой удивился, узнав, что говорит прозой. Некоторые люди удивляются, когда узнают, что постоянно пользуются понятиями (и это их удивление когда-то очень удивило меня). Видимо, со школьных лет у них сложилось впечатление, что «понятие» - это нечто занудное из учебника, определение которого надо вызубрить наизусть. Для них стало почти открытием, что понятия в нашей речи присутствуют всегда. Просто иногда они выступают в своей научной, а иногда в житейской «ипостаси».

Малина – это и частный случай категории ягод, и начинка для пирога. Дерево – это и растение, и стройматериал. Физика – это и наука, и ненавистный школьный предмет. Т.е. наша жизнь буквально строится «по понятиям».

На десерт предлагаю … нет, не малину, а психологический тест, который покажет, насколько вы способны дифференцировать научные и житейские «ипостаси» понятий. А также, насколько вы владеете способностью оперировать логическими связями и отношениями, переносить их с одних групп предметов на другие.

Для этого пройдите тест под названием «Сложные аналогии» в конце этой страницы (там, кстати, малина тоже будет, без неё сегодня никуда). Возникшие вопросы можно обсудить в комментариях.

Ответ на задачу из предыдущей статьи

Эту задачку под названием «9 точек» я предложила в предыдущей статье, в которой продемонстрировала общий принцип «творческого прорыва». Вот обещанный ответ:


ответ на задачу "9 точек"

Всем удачи и здоровья!


 

Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика