Парейдолия. Что это?
Парейдолия. Звучит несколько страшновато. На самом деле, с этим явлением мы сталкиваемся весьма часто. Что это такое, и в чём проявляется?
Когда
я была маленькой и ходила в детский сад, воспитательницы однажды повели нас
гулять в парк. Это было чудным зимним днём. Был лёгкий мороз, светило солнышко,
по небу плыли красивые белые облака.
Воспитатели придумали для нас игру. Мы должны были найти кусочки сосновой коры, которые по форме повторяли облака. Уж не знаю, какая цель была у воспитателей. Возможно, они хотели разбудить в детях творческое мышление, а возможно - просто занять нас чем-нибудь тихим, чтобы мы не разбегались по незнакомой территории.
Так
или иначе, это «творческое» занятие вылилось в настоящее мучение. Во-первых,
сквозь сосновые кроны небо было видно, мягко говоря, плоховато. Во-вторых, облака
всё время меняли форму, и этот факт жутко демотивировал. Короче, вышла ерунда.
Но…
Недавно
я вспомнила этот эпизод из детства, когда глянула в окно и заметила тучку,
жутко напоминающую собачью морду. Это был прям вылитый спаниель. Спаниель, как
и те облака из детства, быстро поменял форму и улетел. Но, полагаю, данный
эффект знаком очень многим. Вспомните, сколько раз облака напоминали вам некие
предметы или живых существ. Бьюсь об заклад, что на живых существ они были
похожи чаще, чем на неодушевлённые вещи.
А
как над нами подшучивают тени, блики на воде, туман и дым, случайная игра света
или элементы незнакомого пейзажа!.. Сколько причудливых образов они порождают.
А подчас и почти мистических переживаний. Кто-то зловеще улыбается нам со стены
в полутёмной комнате. Мы, конечно, быстро понимаем, что это лишь тень от листвы
за окном в лунном свете. Но сердце, хоть на секунду, но вздрагивает.
Мы
все сталкиваемся с такими эффектами регулярно. И, конечно, не только с естественными
объектами, но и рукотворными:
Что происходит?
По-научному
эти иллюзии называются парейдолией. Название
образовано от греческих слов «пара» («вместо») и «эйдолон» («образ»).
В
самом общем смысле парейдолия – это тенденция интерпретировать непонятный
материал как понятный и привычный. Например, в плохо структурированной среде (в
тех же тенях на стене) увидеть человеческое лицо или знакомый предмет. Т.е.
свести незнакомое к знакомому. Обычно в качестве примера приводят изображение
знаменитого «лица на Марсе»:
Конечно, никакого лица на Марсе нет, его никто не создавал и не рисовал. Но наше восприятие устроено так, что «автоматически» пытается нечто новое и непонятное свести к понятному и уже известному. В итоге из текстуры марсианских скал наша психика «складывает» лицо (мы ведь все хотим верить в чудо, не так ли?).
Чаще
всего речь идёт о визуальных образах, т.е. это как бы «проделки» нашего
зрительного восприятия. Однако парэйдолия может быть и слуховой. Например,
когда в мелодии совершенно незнакомого языка мы вдруг «угадываем» нечто родное.
Или в шуме листвы слышим таинственный шёпот и даже можем различить отдельные
слова.
Норма или нет?
Парэйдолия
как психологический феномен была описана в медицине психиатром Карлом Людвигом
Кальбаумом в 1866 году. Считается, что именно он ввёл в медицину этот термин. И
какое-то время понимание парэйдолии существовало именно в рамках психиатрии,
объясняя бред и галлюцинации психически больных людей.
Действительно,
есть данные, что у больных шизофренией склонность к парейдолии выражена
сильнее, чем у здоровых людей. Однако вскоре стало понятно, что явление это само
по себе отнюдь не болезненное, а свойственное в норме абсолютно всем.
Посмотрите
на эту фотографию женской сумки. Полагаю, она заставит нас улыбнуться. И эта
способность удивляться и улыбаться стала возможна, благодаря именно парейдолии:
Зачем нужна такая странная способность? Это «побочный эффект» эволюции. Нашему мозгу необходимо определить, с чем он имеет дело. Мы должны узнать обстановку, сориентироваться в ней.
Чаще
всего мы склонны видеть живых существ и особенно человеческие черты. Такой механизм
заложен в нас с рождения. Младенцы очень рано начинают распознавать лица. Это
важно для самосохранения. Мы как бы «заточены» на восприятие человеческих черт.
«Кто это? Живой ли он? Знаю ли я его? Как он настроен? Не опасен ли?» - эти
вопросы мы вынуждены решать в целях выживания и адаптации.
Да,
иногда мы ошибаемся и видим в окружении то, чего нет. Иногда мы проецируем
собственные ожидания, желания и даже страхи вовне, отыскивая несуществующие
образы в безликом окружении. О механизме проекции я подробно писала в этом блоге. А здесь лишь упомяну, что такая способность нашей психики легла в
создание т.н. «проективных методов» исследования личности. Самым ярким примером
проективности восприятия и действия парейдолии можно считать знаменитый тест
чернильных пятен Роршаха, в которых каждый испытуемый видит что-то своё:
Если вам интересно узнать подробнее о проективных и рисуночных тестах, предлагаю вашему вниманию эту статью.
Поскольку
наше восприятие способно создавать из хаоса нечто удобоваримое, нетрудно
догадаться, что парейдолия лежит и в основе творчества. В первую очередь,
художественного. Но не только.
Как
ни странно, маркетологи тоже быстро оценили мощь парейдолии и принялись
очеловечивать товары, придавая им схожесть с людьми. Вот как, например,
выглядит автомобиль Austin-Healey Sprite
1960 года:
По мнению дизайнеров, это должно настроить покупателей положительно. Так ли это? Не знаю. Но подобные попытки, несомненно, имеют веские основания, коренящиеся в физиологии нашего мозга.
Подытожим
Итак,
чтобы свести непонятное к знакомому и избавиться от мучительной
неопределённости, мы порой склонны очеловечивать даже совершенно бездушные предметы:
Так работает наш мозг, и данный механизм заложен эволюцией. Это важно для выживания вида. Но иногда парейдолия подводит нас, выкидывая злые шутки и даже ставя на грань патологии:
Однако чаще эта способность помогает адаптации, пониманию мира и даже творчеству. Ведь проецируя человеческое вовне, мы лучше познаём и мир и самих себя.
Всем удачи и здоровья!