Расслабляемся

Поговорим об особых техниках: о работе с образами покоя, расслабления, безопасности. Что полезно учитывать при выборе подобных образов?


Казалось бы, что может быть проще – выбрать образ для успокоения и релаксации. Даже задумываться не надо, т.к. культура для этих целей предлагает нам набор общепринятых готовых сюжетов: отдых на морском побережье, созерцание лёгких облаков в голубом небе, дождь, лесной ручеек, вид цветущего сада, огонь костра или пламя свечи.

Можно представлять расслабляющие звуки: шум листвы или прибоя, пение птиц, журчанье ручья… Наконец, можно повесить на сквозняк «поющий ветер» или включить музыку для медитаций. В общем, всё уже готово, осталось выбрать из имеющегося арсенала образов тот, который вам больше нравится.
Но, на самом деле, всё не так просто (в человеческой психологии всё непросто).

расслабляемся

Расслабляемся активно


Некоторые психотерапевтические техники также предлагают целые наборы «картинок» и сюжетов, которые можно использовать для расслабления.

В частности, последователи метода «активного воображения» предлагают следующие образы: луг, река, гора, лес, дом, розовый куст, пещера… Ну и т.д. вплоть до весьма экзотических типа дракона или колдуна.

Тут, правда, надо оговориться, что активное воображение – особый метод, возникший в аналитической психологии К.Г.Юнга.

Собственно, сам Юнг предложил довольно внятный и простой (как всё гениальное) способ следовать за спонтанно появляющимися образами, позволяя бессознательному вести воображение куда заблагорассудится. Отправной точкой может стать случайная «картинка в голове» или образ сновидения. Пациент расслабляется, отпускает свои фантазии на свободу. Но аналитик, находясь рядом, зорко отслеживает сей процесс.

Последователи Юнга развили метод активного воображения до неузнаваемости. И, на мой взгляд, некоторые изрядно намудрили.
Однако тут умолкаю, ибо не являюсь специалистом. Эту тему лучше обсудить непосредственно с юнгианскими аналитиками.

Мне же в этом подходе показались интересными некоторые чисто практические моменты.
Например, уделяется особое внимание образу луга. Этот образ ассоциируется с чем-то простым, естественным, родным, «материнским». Как правило, с лугом связаны приятные ощущения и ассоциации. Именно с этого образа рекомендуется начинать практику.

Некоторые авторы делают предположение, что, если клиент не способен представить даже луг, то, возможно, данный человек вообще испытывает трудности в работе с образами. Т.е. этот первичный, «базовый» образ может служить своеобразным тестом, насколько визуальные техники вообще вам подходят (подробнее об этой способности я рассказывала здесь). Хм… Мысль интересная.

Другим «базовым» сюжетом может стать отдых у реки. Всё это архетипические образы, знакомые всем, независимо от пола, возраста и культуры, в которой мы выросли.

Интересующихся конкретно этой методикой отсылаю к книжке В.Стюарта «Работа с образами и символами в психологическом консультировании».

Безопасность - прежде всего


Другой интересный практический момент состоит в том, что данная методика предлагает нам готовый образец т.н. «безопасного места» - ещё одной техники расслабления и успокоения.

Думаю, особые пояснения не требуются: безопасное место – это безопасное место.
Луг или берег реки могут стать такими местами, где вам хорошо, уютно, спокойно. Но это может быть и совсем иной образ. И тут мы, пожалуй, переходим к самому важному.

«Безопасное место» должно быть безопасным лично для вас. Это ваше, и только ваше! Это индивидуальный образ, который другим людям может быть безразличен, ничего им не скажет. Но вам в этом месте хорошо.

И, конечно, оно может быть как воображаемым, так и реально существующим.
Когда вам неуютно, тревожно, тоскливо, вы можете закрыть глаза, расслабиться (тут подойдёт любая техника релаксации) и представить, что вы находитесь в своём безопасном месте. Собственно, всё.

Допустим, таким местом станет ваша комната. Вот как мотивирует клиента Вильям Стюарт:

«…это ваше тайное место, никто не может вторгнуться сюда, никто не может прийти без приглашения. Вы пригласили меня, и я вам благодарен. Во времена стресса или затруднений вы через мгновение можете оказаться здесь и почувствуете себя в безопасности. Теперь, через свое собственное время, когда будете готовы, вернитесь в эту комнату, допустим, во вторник, седьмого мая 1996 г., в три часа”.»

Похожий метод предлагает Фрэнсин Шапиро (разработчик ДПДГ-терапии).
В её подходе обнаружение безопасного места – целая процедура, состоящая из определённых этапов. Первые этапы сводятся к следующим пунктам:

- идентификация безопасного места;
- установление эмоциональных и физических переживаний, связанных с данным местом;
- усиление приятных переживаний;
- идентификация ключевых слов, связанных с данным местом.

Далее клиент отрабатывает технику: пытается справляться с негативными эмоциями или воспоминаниями, перемещаясь в выбранное место. Впоследствии достаточно ключевого слова (например, «луг», «река», «моя комната»), чтобы почувствовать себя спокойным и защищённым.

Любимое место

Осторожно и индивидуально

Думаю, желающие могут найти массу техник работы с релаксационными образами (например, сайты по йоге и медитациям часто изобилуют подобными упражнениями). Но, что бы вы ни выбрали, важно учитывать одно: это должен быть ВАШ выбор. Возможно, образ покажется кому-то «некрасивым», «тревожным» или даже «неприятным». Это не имеет значения. Если вам он приятен - он ВАШ.

Индивидуальный подход всегда лучше готовых «шаблонов», предлагаемых кем-то другим. В конце концов, вы же не заставку на компьютер выбираете!

Однако в индивидуальном подходе есть своя тонкость.

Фрэнсин Шапиро описывала случай, когда при выборе безопасного места пациентка зафиксировалась на образе морского побережья (гиперпопулярный образ для релакса, кстати). Но, хотя она, действительно, любила отдых на море, она не смогла полностью почувствовать себя в безопасности.

Дело в том, что когда-то давно она подверглась нападению на берегу. Теперь, несмотря на всю её любовь к прогулкам у моря, выбранный пейзаж вызывал у неё глубинное напряжение. Т.е. это место оказалось для неё, наоборот, небезопасным.

Поделюсь личным опытом, не столь драматичным, но иллюстративным.
Когда-то у меня была дача. Я её очень любила. Недалеко от нашего дачного посёлка было место, которое мне особенно нравилось с самого детства. Небольшой участок леса около речки. В силу обстоятельств мы были вынуждены продать дачу. Это расставание далось мне эмоционально нелегко.
Прошло много лет. Когда я попыталась найти своё «безопасное место», мне первым делом представился этот лесной уголок у реки. Но печаль от его утраты перекрыла всё ощущение комфорта. Это место больше не было для меня психологически безопасным, т.к. ассоциировалось с негативными эмоциями.

Одна моя собеседница, поэкспериментировав с техникой, сказала: «Я выяснила, что для меня безопасных мест в мире не существует». Это очень грустно, но такие вещи случаются – то, что вам приятно, необязательно «безопасно».

Если вы в таком же положении (чего я вам, конечно, не желаю), тогда остаётся одно – это безопасное место выдумать. Благо, сила человеческого воображения способна творить чудеса. И, возможно, когда-нибудь ваши мечты воплотятся в реальность. В любом случае, попробовать стоит.

Удачи в выполнении техники!

Популярные сообщения из этого блога

Яндекс.Метрика