Горе от IQ
Бывает горе от ума, а бывает - от измерения этого ума.
Многие проходили тесты на IQ. Но возникает вопрос: что
и зачем мы измеряем?
Представьте,
что за разгаданный кроссворд вам начисляют какой-то балл. Обычно, если вы не
можете решить кроссворд, вы на него плюёте. А если вас по этому баллу отбирают
на работу, тут уже не наплевать.
«У человека для того поставлена голова вверху,
чтобы он не ходил вверх ногами.»
Козьма Прутков
Наверное,
многие знают, что такое IQ. Это пресловутый
«коэффициент интеллекта», который измеряется специальными тестами. По
результатам теста человеку выдаётся некая цифра. По идее, эта цифра должна
показывать, насколько человек умный. Возникает вопрос: а что с нею делать
дальше?
Сейчас
меня интересует не научный подход (в котором, если честно, по тематике IQ чёрт ногу сломит), а чисто прикладной
момент, который можно обобщить одним вопросом:
«На кой этот балл IQ вообще нужен?»
К
счастью, мода на тестирование интеллекта пошла на убыль. Но всё же интерес не
утихает. Это как с татуировками: пик моды давно прошёл, но их продолжают делать,
т.к. они стали привычной частью внешнего вида подобно маникюру. Так и с тестами
«на айкью» - всё равно все интересуются и (главное!) почему-то довольно
болезненно переживают высоту своего балла.
Кстати,
о моде. Как и многие модные тенденции, сия забава пришла из Франции. Именно там
в 1905 году появились первые IQ-тесты. Законодателями
моды стали А.Бине и Т.Симон, которые по заказу министерства просвещения начали
разработку шкал для оценки умственного развития школьников. Правда, самого
понятия «коэффициент интеллекта» тогда ещё не существовало. Его придумали почти
десять лет спустя в Стэндфордском университете. И с этого момента тесты «на
айкью» начали торжественное шествие по миру.
А
вот интересно, почему на свой характер или здоровье жалуются многие, но на свой
интеллект – почти никто?..
Эта
штука – уровень IQ – будет почище
самых интимных тайн! Если бы он был вещью, его можно было бы хранить в сейфе
или банковской ячейке как ценный компромат. И полученный по тесту балл, являясь
как бы материальным эквивалентом как бы нашего ума, вызывает много переживаний:
им гордятся, его стесняются, над ним шутят, по нему оценивают и выносят
вердикт.
Почему
«как бы»? Потому что до сих пор не утихают споры по вопросам:
а)
что измеряем;
б)
как измеряем;
в)
для чего измеряем?
Что измеряем?
Наверное,
самый главный (до сих пор!) водораздел проходит по теме «Сколько существует
интеллектов?» Их много (арифметический, речевой, пространственный, логический и
т.д.) или он один, а все упомянутые способности являются лишь его частными
проявлениями?
С
1905 года и по сей день наплодилось столько моделей интеллекта, что стало почти
невозможно ответить, что же такое интеллект. Неслучайно, в конце концов, появилось
шуточное определение: «Интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта».
Точнее не скажешь.
Мало
этого, возникли вопросы о том, как на интеллектуальные способности влияют
другие психологические черты. Например, личностные свойства, особенности
темперамента и характера. Воспитание и образование, наконец.
Действительно,
можно предположить, что человек, обладающий выраженными тревожными чертами,
будет нервничать, особенно в заданиях на время, и, как говорят в народе,
«тупить». В итоге получит низкий балл, но это не значит, что у него низкий интеллект.
Просто тревожность мешает ему собраться и спокойно пройти тест (существует даже
такое понятие - «тестовая тревожность»). Это сродни полиграфу, который
бесполезен, если человек во время процедуры сильно тревожится, что чревато
ложноположительными показателями.
По
поводу социо-культурных факторов. Естественно, что дети из состоятельных семей
имеют больше шансов учиться в престижных школах и университетах и,
соответственно, развивать и реализовывать свои умственные способности. А что
делать тем, кому не так повезло?..
Короче
говоря, появились и совсем уж «неполиткорректные» вопросы.
Как измеряем?
Точнее,
чем измеряем? Я сейчас не о шкалах,
не об их обработке, не о валидности, надёжности и прочих математических
ритуалах. Я о специфике самих задач.
Вы
когда-нибудь видели задачки в тестах на IQ?
Например:
продолжите
ряд чисел
8 10
6 4 ?
Или:
вставьте
пропущенное слово
ФЛЯГА
(АЛЬТ) ЖЕСТЬ
КОСЯК
(….) НАКАЗ
А
вот мне интересно… Если вместо этого давать задачи типа: две рюмки составлены
из десяти спичек, переложите шесть спичек так, чтобы получился дом? Или
предложить испытуемому на время решить судоку? Это скажет о его интеллекте
меньше, чем быстро вставленное глубокомысленное слово КОЗА? И в чём разница
между старыми-добрыми головоломками и задачами из теста? А, может быть, об
интеллекте больше скажет партия в шахматы. Или взятие интеграла наперегонки с
психологом …
Для чего измеряем?
Если
вопрос «как измеряем?» больше волнует исследователей, то вопрос «для чего
измеряем?» важнее для тех, кого тестируют.
В
какой-то момент, балл IQ стал своего
рода ярлыком, пришпиливаемым на человека, подчас не вполне адекватно. Результат
теста постепенно превратился в социальное клеймо. И не случайно. Вспомним хотя
бы знаменитый стереотип: «Если ты такой умный, почему такой бедный?»
"предвидя твой вопрос отвечу
я бедный от того что злой
трусливый слабый невезучий
но умный тут уж извини"
Из «пирожкового» фольклора
Хорошо,
что сегодня результатам тестов интеллекта уделяется всё меньше внимания. Конечно,
чисто технически психологу проще дать тест на 30 минут, а потом загнать
результаты в компьютер. Это быстрее, чем индивидуальный подход. Но мне такая
процедура кажется слишком большим упрощением, сводящим исследование к
поспешному приклеиванию бирки с номером.
В
этом разница между т.н. «тестологическими» теориями и
«экспериментально-психологическими», положившими начало совсем иным взглядам и
методам изучения интеллекта (пример одной из таких методик я приводила в
предыдущем блоге).
А
как тогда относиться к тестам? Ведь определённые умственные способности и
навыки они, несомненно, тестируют.
Я
бы предложила отнестись к ним именно как к занятным головоломкам, как к игре. И
уж совершенно точно, не стоит расстраиваться, если балл набран невысокий. В
конце концов, тест показывает актуальное
состояние некоторых наших способностей. А способности можно развивать. Т.е. раз
полученный балл IQ – не окончательный
приговор.
И, самое важное, этот балл ничего не говорит о
жизненном успехе и самореализации («умный» и «богатый» - это всё-таки про разное
:)) Хотя адепты тестологического подхода настаивают на обратном, потрясая
таблицами корреляций, однако между жизненными достижениями и баллом IQ
однозначных связей до сих пор не установлено. Тем более, причинно-следственных!