Почему психодиагностика

Этот блог является продолжением предыдущей странички «Обо мне». Хочу рассказать, почему из всего многообразия психологических практик я предпочитаю именно психодиагностику.

Среди причин, по которым студенты поступают на психфак, наиболее частые: «Хочу помогать другим» и «Хочу разобраться в себе». Мною, скорее, двигала вторая причина, но она быстро переросла в более общее: «Хочу разобраться в людях».

Меня всегда интересовали вопросы: как люди принимают решения, как мыслят? Почему мы все такие разные и одновременно так похожи? Насколько (не)предсказуемо наше поведение? Можно ли до конца узнать какого-то человека, или другой навсегда останется для нас загадкой? Наконец, был интересен чисто «технический» вопрос: какие существуют методы изучения личности и как с их помощью подобрать индивидуальный «ключик» к конкретному человеку?

Чем интересна психодиагностика?


Ну, во-первых, это способ удовлетворить упомянутый мотив познания, ответить на вопросы «как», «почему» и «для чего».

Во-вторых, это занятие требует привлечения всего объёма знаний, полученных со студенческих лет. Т.е. недостаточно быть только психоаналитиком или поведенческим психотерапевтом. Чтобы истолковать полученные данные, чтобы «прочитать» личность, приходится подключать все свои знания о различных психологических подходах, школах и теориях (и, конечно, случаи из практики, свои и чужие). Например, есть вещи, которые ну никак не объяснить, если ты исходишь исключительно из психоанализа, зато их прекрасно объясняет гештальт-психология, или когнитивная, или какой-то другой подход. Упрощённо говоря, то, что не объясняет Юнг, объясняет Пиаже и т.д. В своих интерпретациях ты не ограничен рамками одной школы, адептом которой являешься. И это, на мой взгляд: а) очень интересно; б) даёт колоссальную свободу.

В-третьих, важно, что процедура психодиагностики не исчерпывается «выдачей» испытуемому тестов «на руки», а затем мат.обработкой. Такое бывает при массовых обследованиях, но индивидуальная диагностика гораздо сложнее и интереснее. По ходу встречи процедура диагностики превращается в своего рода путешествие по жизни клиента (не хочу говорить «испытуемого», хотя такой термин в данном случае оправдан). Психодиагностика, т.о., моделирует жизненную ситуацию клиента, а результаты методик становятся своеобразными путеводителями по его внутреннему миру. Как хорошо сказала когда-то Б.В.Зейгарник про задачу диагноста: «Экспериментальное действие мы должны уметь приравнять к реальному действию». И процесс действительно увлекательный (если не сказать, азартный).

Вот такая ода психодиагностике получилась в итоге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий